Каждый хозяин мечтает, чтобы двор и сад выделялись красотой, чистотой и порядком. Продукция нашей компании позволяет достичь этого и открывает большие возможности в благоустройстве. Тротуарная плитка «SteinRus» не только практична и долговечна, но и способна стать украшением участка и радовать потребителя эстетическими качествами.
Правильное мощение, а также соблюдение правил по уходу, позволит продлить срок службы брусчатки и сохранить ее первоначальный внешний вид как можно дольше. Укладку плитки можно доверить профессионалам, опытным мастерам, или все сделать своими силами. Однако, в этом случае, необходимо придерживаться определенных стандартов, а также соблюдать правильную последовательность действий.
Работы по созданию покрытия из бетонной брусчатки осуществляются в строгом соответствии со СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» и СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги».
Выбор брусчатки 01
Основательный подход к выбору тротуарной плитки важен. Стоит делать выбор в пользу изделий, выполненных по технологии двойного вибропрессования. Они выпускаются согласно ГОСТ и имеют высокие эксплуатационные показатели и широкую область применения. В зависимости от назначения необходимо учитывать толщину, геометрию, размер фаски, цвет и фактуру камней.
На толщину плитки влияет зона эксплуатации. Этот показатель регламентируется ГОСТом 17608-2017. Самая распространенная укладка тротуарной плитки — на песчано-гравийную подушку.
Для такого вида укладки достаточно следующих характеристик:
— пешеходные дорожки — 40-60мм;
— парковки автомобилей — 60мм;
— места с постоянным проездом грузового транспорта (АЗС, автобазы и т.д.) — 80мм.
Плитка хорошего качества отличается показателем прочности на сжатие в 400 кг/см3, имея толщину 60мм, это приравнивается к нагрузке в 80-200 т на одну плитку.
Важной характеристикой является тип фаски. Например, округлая имеет неповторимый колорит и напоминает мостовые европейских городов. Но важно понимать, что по такой волнистой поверхности будет неудобно кататься на велосипеде или роликах, возить коляски или тележки. Самую ровную поверхность создает плитка с микрофаской, фаской «лайн» или бесфасочная. У микрофаски также имеется такой плюс - самый низкий процент случаев сколов краев.
Однако, вне зависимости от назначения и способа укладки плитки, первостепенным этапом является разметка и подготовка основания. Для начала вам необходимо определиться с участком под мощение и разметить его границы.
Проектирование 02
Этап проектировки включает в себя:
1. Геодезию;
2. Планирование дорожно-тропиночной сети;
3. Дизайн мощения: выбор цвета, фактуры и раскладки;
4. Конструктивные решения: основание, дренаж, спецификация элементов благоустройства;
5. Рабочие чертежи.
Эти этапы включает в себя дизайн-проект, который можно заказать у проектировщика нашей компании. Мы поможем точно рассчитать площадь мощения, чтобы парковочное место было достаточным для необходимого количества машин, а пешеходные тропинки - удобными для прогулки двух взрослых людей. При этом перерасход тротуарной плитки будет минимальным.
Если вы решили самостоятельно спроектировать будущий объект, не забывайте о нюансах. Проектируйте размеры мощения с учетом ожидаемой нагрузки по следующим нормативам:
— центральные проходы к дому и часто посещаемым объектам не должны быть уже 1,2 метра;
— для свободного передвижения к бане, туалету, сараю достаточно 0,7-0,9 метра;
— тропинки для прогулок в саду могут иметь ширину 0,5-0,6 метра;
— проход к огороду или теплице должен учитывать ширину грузовой тележки, которая используется для подвоза материалов и уборки урожая;
— для проезда и стоянки легкового автомобиля необходима сплошная мощеная полоса шириной не менее 3,0 метра;
— оптимальная ширина для отмостки вокруг дома — не менее 1,2 метра, в таком случае ее можно использовать и в качестве дорожек.
Фиксируйте рассчитанные параметры на бумаге, чтобы подсчитать необходимый объем плитки и сопутствующих материалов.
Разметка 03
На основании составленного плана происходит разметка территории под мощение. Также определяется направление стока воды. Обязательно используется строительная шнурка, которая задает уклон будущей поверхности мощения. Минимальный уклон — 5мм/м, рекомендуемый — 10-15 мм/м.
Правильная организация отвода атмосферных осадков с поверхности мощения зависит от особенностей рельефа на участке. Она осуществляется посредством водоотводных лотков. На некоторых участках необходимо устройство ливневой канализации. Если же производится отмостка здания, то вода выводится на газон. Важно обеспечить отвод воды от построек.
Земляные работы 04
В тех случаях, когда мощение происходит не на бетонную стяжку, а на песчано-гравийную подушку, земляное корыто служит вместилищем для слоев основания. Земляное полотно должно соответствовать профилю дороги, быть ровным и способным выдержать ожидаемую нагрузку. Земляное корыто — это траншея на поверхности которой будут производится работы по мощению. Она необходима, чтобы опустить подстилающие слои песка и щебня на требуемую глубину во избежание чрезмерного поднятия плитки.
С учетом особенностей грунта вы должны определиться с толщиной слоев основания. Чем плотнее почва, тем меньше щебенки требуется. Для сухой и глинистой местности достаточно 7 — 10 см, если же почва мягкая и рыхлая, на вашем участке — чернозем, то кладется от 10 до 20 см. После необходимых подсчетов можно приступать к снятию грунта.
Следующей задачей будет уплотнение грунта. Для этих целей применяется виброплита. Покупать ее необязательно, можно взять в аренду. Пройтись по основанию траншеи будет необходимо не менее 20 раз. Укладка песка и щебня на неуплотненный грунт чревата просадками, поэтому не пренебрегайте этой операцией.
Устройство основания 05
Важно грамотно сформировать конструктив пирога. Он состоит из брусчатки, подстилающего слоя, несущего слоя основания, дренажного слоя из геотекстиля и земляного полотна. Задача пирога — дать мощению долговечность, обезопасить от просадок и качественно отводить влагу. Важно соблюдать правильные пропорции.
Применительно к частным домовладениям часто встречаемые пироги:
1. Под пешеходную нагрузку:
2. Под автомобильную нагрузку:
Перед тем, как оборудовать на земляном полотне слой щебня, рекомендуется застелить на грунт геотекстиль. Он увеличивает срок службы дорожной одежды и защищает от прорастания сорняков.
После этого приступаем к созданию основания. Если хотите добиться, чтобы оно было прочным необходимо выполнить ряд рекомендаций.
Во-первых, применяйте метод расклинцовки щебня. Он заключается в том, чтобы использовать камни разной фракции: сначала крупный щебень, затем — средний, после него — мелкий. Это позволит добиться равномерного распределения нагрузки.
Во-вторых, ограничьте толщину уплотняемого материала в пределах 15 см. Рекомендуем при этом использовать виброплиту весом от 80 кг.
Ну и в-третьих, уплотнение слоев производите тщательно и скрупулёзно. Обратите внимательно на результат: в щебеночном слое не должно быть пустот. В обратном случае материал подстилающего слоя может проникнуть у основания и вызвать деформацию. Верный признак, что щебень недостаточно уплотнен — он продолжает собираться волнами под физическим воздействием. Затем, на щебень высыпается песок слоем в 10 см и также уплотняется виброплитой.
Теперь, когда щебень и песок уплотнены, можно укладывать песчано-цементную смесь. Смесь разравнивается по маякам и трамбуется. Это и будет финальный подстилающий слой перед мощением.
Кладка брусчатки на пескоцементную смесь — это самый популярный способ. Он отличается долговечностью и износостойкостью, при этом дешевле, чем бетонная стяжка. Слой должен быть ровным и не превышать 3-4 см. При использовании цемента марки М-400 пропорция песка будет составлять 5:1. Осуществлять укладку на песчаное основание рекомендуем только в пешеходных зонах без большой нагрузки.
Установка бортовых камней 06
Дорожное покрытие в виде тротуарной плитки выдерживает внешнюю нагрузку за счет сил трения-заклинки между элементами. Принципиально важна жесткость конструкции. Таким образом, чтобы избежать сдвига или сползания камней, требуется ограничитель и опора. В качестве такой опоры выступают бортовые камни (бордюр), штучные натуральные камни, либо металлические или пластиковые пластины (гибкий бордюр).
Применение того или иного вида ограничителей мощения зависит от нагрузки, которой подвергается участок. Для пешеходных тропинок, где интенсивность передвижения невысока, можно использовать натуральные камни или пластиковые/металлические полосы (гибкий бордюр). Толщина пластиковых ограничителей должна быть не менее 2 мм, металлических — не менее 3 мм.
На проездах, дорогах и парковках, либо на пешеходных тротуарах, где ожидается высокая интенсивность движения, в качестве ограничителей используются бортовые камни. Они могут быть гранитными или бетонными. Кроме того, в зависимости от габаритов существуют такие разновидности, как магистральный бордюр, дорожный, садовый и шарнирный.
Стоит обратить серьезное внимание на толщину основания фундамента и ширину обратной опоры для бордюрных камней. Показатели должны полностью соответствовать планируемой нагрузке, что будет воздействовать на покрытие. Естественно, бортовые камни устанавливаются согласно проекту — на бетонное основание по песчаной или щебеночной подушке.
Перед монтажом торцевая часть бордюра обязательно отчищается от грязи. С помощью нивелира сначала необходимо установить маячные камни, по которым будут выставляться все остальные борта. Затем рядом с ними забиваются металлические штыри и натягивается лента на высоте соответствующей верхнему уровню бордюрных камней. После этого устанавливаются остальные камни. Обратите внимание на плотность монтажа бордюра в бетон и ровность линий. При необходимости камни выравниваются для достижения горизонтальности. Осуществить усадку можно ручной трамбовкой, только обязательно используйте в качестве прокладки между ней и камнями деревянную доску. Бывают случаи, когда сделать усадку не получается. Тогда приходится выбирать излишки бетона из-под бортового камня.
После монтажа следует еще раз проверить горизонтальность бордюров с помощью нивелира, а прямолинейность боковой плоскости по визиркам. После этого необходимо уделить внимание швам между камнями. Отметим, что швы должны составлять не более 10 мм. Для избежание последующего вымывания подстилающего слоя швы в обязательном порядке тщательно заделываются. Чтобы не испачкать лицевую сторону делать это нужно с внутренней стороны. В ситуации, если необходимо изменить направление, бортовые камни подпиливаются «болгаркой».
Укладка тротуарной плитки 07
Укладку тротуарной плитки начинайте от нижний точки или оптически важной границы, либо от примечательного объекта: крыльца, парадного входа и т.д. Чтобы не нарушить верхний подготовленный слой, укладку осуществляйте от себя, по диагонали.
По всей длине и ширине объекта натягивается шнурка, по которой сверяется прямолинейность швов. Рекомендуется осуществлять эту процедуру каждые три ряда. При мощении используется специальный инструмент — резиновая киянка. Для проверки плоскости используется двухметровое правило или строительный уровень.
Самым эстетичным текстурным решением в палитре текстур является ColorMix. Однако, такая технология окрашивания имеет специфику. При его мощении придерживайтесь главного правила: производите мощение, используя камни с каждого поддона вперемешку. В противном случае, на участке плитка будет вымощена неравномерно, где-то светлее, где-то темнее.
Важно понимать, что в зависимости от партии оттенки плитки могут отличаться, это допустимо. Поэтому лучше приобретать брусчатку из одной партии, а не по частям. Также следите, чтобы укладка осуществлялась из нескольких поддонов сразу, даже если речь идет о плитке «Моноколор». Так выше вероятность избежать разнотона.
Заделка швов и вибротрамбовка 08
После того, как мощение завершено, поверхность необходимо утрамбовать с помощью виброплиты. Операция осуществляется от края к центру по сухой и чистой поверхности. После первого прохода мощение просыпается песком для заделки швов. Песок равномерно разметается метлой. Главная задача добиться заполнения всех швов. Далее следует еще один проход виброплитой и новая просыпка песком. Рекомендуется дать ему полежать на поверхности некоторое время.
Многие для заделки швов используют обыкновенный песок, а потом жалеют об этом. Дело в том, что со временем он вымывается дождем, а швы между камнями открываются. Туда попадают мусор и грязь, а что еще хуже – семена сорных растений. Через время они прорастают, и красота мощения меркнет, оставляя владельцу только разочарование и плитку, заросшую травой. Бороться с ней потом непросто.
Специальный модифицированный песок изготовлен таким образом, что после пролива водой его элементы еще прочнее связываются между собой благодаря полимерным добавкам. Такой песок устойчив к выветриванию и вымыванию дождями, не пропускает влагу и защищает мощение от растений. Он ремонтопригоден в любое время года, достаточно досыпать необходимое количество и пролить водой. Применять его можно не только при свежем мощении, но и для того, чтобы обновить швы в старых дорожках и отмостке.
Обратите внимание 09
— Производить мощение необходимо в сухую погоду, а в случае дождя — использовать специальный навес.
— При засыпке швов нельзя использовать пескоцементную смесь. Отмыть ее с поверхности плитки потом будет достаточно тяжело.
— На сложных участках с сильными перепадами рекомендуется использовать бетонную подушку для обеспечения долговечности мощения.
Гарантийный срок 01
Гарантийный срок — 3 года по СТБ 1071-2007 от 01.03.2008 при соблюдении указаний по применению и эксплуатации.
ПУНКТ - 9 СТБ 1071-2007 Гарантии изготовителя.
- Изготовитель гарантирует соответствие поставляемых плит постоянных и временных дорог требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил транспортирования и хранения, установленных данным стандартом.
- Изготовитель гарантирует в течение не менее 3 лет сохранение тротуарными плитами при эксплуатации первоначального внешнего вида (отсутствие несмываемых водой высолов или признаков разрушения бетона плит, характеризующихся шелушением поверхности или отслоением цементного камня от заполнителя) при соблюдении указаний по применению, установленных проектной документацией, и эксплуатации покрытий из тротуарных плит с использованием химических реагентов, не разрушающих бетон, и механизмов и инструмента, исключающих механическое повреждение бетона.
Правила хранения и транспортировки 02
СТБ 1071-2007 - ПЛИТЫ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ТРОТУАРОВ И ДОРОГ - Технические условия.
ПУНКТ - 7 Транспортирование и хранение.
- Транспортирование и хранение плит производят в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.4 и настоящего стандарта.
- Плиты тротуарные хранят на складе готовой продукции, рассортированными по маркам и уложенными в контейнер или на поддон.
- Плиты для покрытия дорог хранят в штабелях, уложенными на прокладки толщиной не менее 30 мм, которые должны располагаться строго по вертикали одна над другой у мест подъема плит. Нижний ряд плит в штабеле укладывают на подкладки, расположенные на расстоянии 0,25 длины плиты от каждого ее торца по плотному, тщательно выровненному основанию. Толщина подкладок должна быть при грунтовом основании не менее 100 мм, а при жестком — не менее 50 мм.
- Высота штабеля при хранении плит должна быть не более 2,0 м.
- Погрузку и крепление плит осуществляют в соответствии с требованиями Технических условий погрузки и крепления грузов.
- Транспортирование плит осуществляют автомобильным или железнодорожным транспортом в соответствии с требованиями Правил перевозки грузов, утвержденных в установленном порядке.
- При погрузке, транспортировании, разгрузке и хранении плит следует соблюдать требования ТКП 45-1.03-40, ТКП 45-1.03-44.
- Погрузка, транспортирование и разгрузка плит должны производиться с соблюдением мер, исключающих повреждение плит. Не допускается разгрузка плит сбрасыванием.